Разделы    
Общий раздел
Управление сельского хозяйства
Пенсионный фонд
Работа Совета в 2024 году
Управление социальной защиты населения
Отдел капитального строительства и единого заказчика
Градостроительная деятельность
Центр занятости населения
Отдел ГО и ЧС
ТИК Отрадненская
Опека и попечительство
Малое предпринимательство
Отдел МВД России по Отрадненскому району
Спорт
Информационные системы
Отдел торговли и защиты прав потребителей
Антимонопольный комплаенс
МФЦ
Отдел земельных и имущественных отношений
Туризм
Инициативное бюджетирование
Общественная палата
Роспотребнадзор информирует
Стандарт развития конкуренции
Выплаты многодетным семьям
Отдел по квартирно-правовым вопросам
Антинарко
Молодежная политика
Совет молодых депутатов
Информация для инвесторов
Грантовая поддержка и НКО
Культура
Финансовая грамотность
Жилищно-коммунальное хозяйство
Антитеррористическая комиссия
Фонд социального страхования
Структура администрации
Персональные данные
Образование
Единая Россия
Здравоохранение
Методические материалы
Страховой сектор
Финансовое управление
Всероссийский совет местного самоуправления
Государственные услуги
Графики приемов граждан
Ипотечное кредитование
Депутаты Совета
Итоги работы с обращениями граждан
Благодарненское сельское поселение

   Новости    
25.04 Уважаемые сельхозтоваропроизводители, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории муниципального образования Отрадненский район!
25.04 Объявление о проведении отбора получателей субсидий
25.04 Доставка пенсий в Краснодарском крае в мае 2024 года: график выплат
25.04 «Горячяя линия» и консультации по профилактике клещевого энцефалита, рекомендации специалистов-эпидемиологов
25.04 График работы МФЦ Кубани в праздничные дни
24.04 С 2024 года родители детей с инвалидностью на Кубани могут одновременно работать и получать выплаты по уходу при условии частичной занятости
23.04 Внимание работодатели!
19.04 «Горячяя линия» и консультации по вакцинопрофилактике
18.04 Более 5,7 тысяч кубанских семей оформили ежемесячные выплаты из материнского капитала в 2024 году
18.04 Объявление о сессии Совета
18.04 Внимание град!
17.04 Отделение СФР по Краснодарскому краю в 2024 году обеспечило более 8 тысяч жителей Кубани льготными путевками на санаторно-курортное лечение
16.04 Грантовый конкурс, создание доступной среды и условий активной жизни людей с особенными потребностями
16.04 Добровольная сдача оружия освобождает от ответственности и дает право на получение денежной компенсации
15.04 Энергетики «Россети Кубань» отремонтировали высоковольтную ЛЭП протяженностью 27 км
Главная » Новости » Специальная оценка условий труда в вопросах и ответах

Специальная оценка условий труда в вопросах и ответах  


Специальная оценка условий труда в вопросах и ответах

19 октября 2016
С 1 января 2014 года все организации обязаны проводить специальную оценку условий труда. В отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года.

Ситуация: нужно ли проводить СОУТ при приеме второго работника на ранее оцененное рабочее место?

Нет, не нужно. Вопросы приема и увольнения работников не связаны с проведением специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Основная задача проведения СОУТ – установление класса условий труда на каждом рабочем месте. Условия труда на конкретном рабочем месте не зависят от фамилии, имени и отчества работника, работающего на этом рабочем месте.

Отчет о проведении СОУТ оформляют согласно Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. В соответствии с инструкцией в строке 020 карты СОУТ указывают численность работников, занятых на данном рабочем месте, за месяц, предшествующий заполнению карты. На работодателя это не накладывает каких-либо ограничений.

Ситуация: нужно ли повторно проводить СОУТ, если изменилось наименование должности работника без изменения условий труда и его трудовой функции

Нет, не нужно.

Внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться, если изменения наименования рабочего места не повлекли за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, указанных пунктами 3-5 и 7 части 1 статьи 17 Закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно:

-не изменился технологический процесс, не заменено производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

-не изменился состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

-не изменились применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

-отсутствует мотивированное предложение выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч. 4 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Ситуация: вносить ли в карту СОУТ нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств

Да, вносить, если работникам, на рабочих местах которых проводят спецоценку, обязательно выдавать смывающие и обезвреживающие средства.

Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами"». Приложение № 2 к указанному приказу ввело также Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (далее – Стандарт), регламентирующий правила выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

Стандарт распространяется на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 2 Стандарта).

В пункте 12 Стандарта указано, что подбирают и выдают смывающие и обеззараживающие средства с учетом результатов спецоценки условий труда.

Ситуация: как внести информацию о СНИЛС вновь принятого работника в карту специальной оценки условий труда

В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносят только номер СНИЛС при его наличии.

Если на рабочее место, на котором ранее проведена спецоценка, принят новый работник, то внесенный в карту спецоценки СНИЛС можно изменить только в случае проведения очередной или внеплановой СОУТ. При этом в карту вносят СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации.

Ситуация: могут ли члены комиссии не подписывать отчет, если они не согласны с результатами СОУТ

Нет, не могут. Члены комиссии обязаны подписать отчет, при этом они могут в письменной форме изложить свое аргументированное мнение и приложить его к отчету (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Дополнительно сообщаем, что Законом № 426-ФЗ, а также Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, внесение изменений в отчет о результатах СОУТ после его утверждения не предусмотрено.

Разъясняем, что согласно статье 4 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе:

-требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения;

-проводить внеплановую СОУТ;

-требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным

статьей 19 Закона № 426-ФЗ;

-обжаловать в порядке, установленном статьей 26 Закона № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.

Разногласия по вопросам проведения СОУТ, жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, рассматривают территориальные ГИТ (ст. 26 Закона № 426-ФЗ).

Если работодатель не согласен с результатами СОУТ, он может провести государственную экспертизу условий труда (ст. 216.1 ТК РФ).

Отчет о проведении СОУТ содержит:

-данные об организации, которая провела спецоценку;

-перечень рабочих мест с указанием вредных и опасных производственных факторов;

-карты СОУТ;

-протоколы проведения исследований и испытаний;

-протоколы оценки эффективности СИЗ;

-протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований и испытаний (при его наличии);

-сводную ведомость СОУТ;

-перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;

-заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.

Ситуация: надо ли знакомить работников с условиями труда на рабочем месте, где нет карт СОУТ, а оформлена декларация

Да, надо. Работодатель должен ознакомить работников с результатами оценки независимо от того, оформлена декларация на рабочее место или составлена карта спецоценки.

Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).

Также частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Работодатель должен ознакомить работников, на рабочих местах которых установлены допустимые условия труда, с декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и заключением эксперта об отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте.

Кроме того, по результатам проведенной СОУТ необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор (оформить дополнительное соглашение).

Ситуация: необходимо ли проводить ознакомление вновь принятого работника с существующей картой специальной оценки условий труда, если в трудовом договоре указаны условия труда на рабочем месте

Да, необходимо.

Прием на работу сотрудника производится в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, при этом статья 212 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Таким образом, проводить ознакомление вновь принятого работника с существующей картой СОУТ необходимо. С картой СОУТ можно ознакомить работника, например, при проведении вводного инструктажа специалистом по охране труда.

Ситуация: как зафиксировать факт ознакомления вновь принятого работника с картой специальной оценки условий труда.

В действующем законодательстве данный вопрос не отрегулирован. С одной стороны, вносить изменения в действующие карты СОУТ запрещено. С другой стороны, работодатель обязан ознакомить работника с результатом проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда. Можно поступить несколькими способами.

В карте СОУТ, в конце строки 050, есть строчка «С результатами специальной оценки условий труда ознакомлен(ы):». Именно в ней напротив своей фамилии, внесенной в карту СОУТ, работник может поставить подпись. Это в какой-то мере нарушение требования о недопустимости внесения изменений в карту СОУТ, но вряд ли оно повлечет какие-либо штрафные санкции со стороны надзорных органов.

Можно ознакомление работника с результатами проведенной СОУТ оформить на листе ознакомления, а не в карте СОУТ. В этом случае во избежание претензий со стороны надзорных органов следует сделать такой лист ознакомления неотъемлемой частью соответствующей карты СОУТ.

Ситуация: с какой информацией об условиях труда на рабочем месте нужно ознакомить работника, если спецоценку на конкретном рабочем месте еще не проводили

Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).

В трудовой договор обязательно включить следующую информацию (ст. 57 ТК РФ):

условия труда на рабочем месте;

гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, если работника принимают на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В трудовом договоре можно указывать только документально подтвержденную информацию.

В данном случае, если нет факторов, дающих право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, в трудовом договоре с работником можно указать, что класс условий труда на рабочем месте не установлен. При этом не будет нарушения ни статьи 212, ни статьи 57 Трудового кодекса РФ, так как у работодателя нет официальной информации об условиях труда на данном рабочем месте.

Если проводились какие-либо измерения или исследования вредных и опасных производственных факторов и они были выявлены, необходимо указать их наличие.

Работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда на вновь организованном рабочем месте в течение 12 месяцев.

Ситуация: каковы основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" необходимо проводить в следующих случаях:

- Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. В течение 12 месяцев.

-Получение работодателем предписаний государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований Закона «О специальной оценке условий труда» или государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В течение 6 месяцев.

- Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. В течение 12 месяцев.

- Изменение состава применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. В течение 6 месяцев.

- Изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. В течение 6 месяцев.

-Произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов. В течение 6 месяцев.

- Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда. В течение 6 месяцев.

-Несчастный случай на производстве, произошедший в период действия декларации (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц), или выявление у работника профзаболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных производственных факторов. В течение 6 месяцев.

Отмена компенсаций

Гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда могут быть отменены в случае изменения соответствующих условий труда на рабочем месте, ставших основанием для назначения (в период до 1 января 2014 года) реализуемых компенсационных мер (ч. 3 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"»).

Если на рабочем месте, где ранее были установлены вредные условия труда, при проведении СОУТ были установлены оптимальные и допустимые условия труда, но значение вредного фактора, которое явилось основанием для назначения (ранее) компенсаций, не приведено к норме, то работодатель не имеет права не предоставлять ранее назначенные компенсации. В этом случае для того, чтобы можно было снять ранее предоставляемые компенсации, необходимо снизить значение вредного фактора до нормы и зафиксировать это документально.

Отмена работодателем ранее предоставлявшихся гарантий и компенсаций в соответствии с Трудовым кодексом РФ является существенным изменением трудового договора.

В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ в случае, если определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Информация о СОУТ на сайте организации

Работодатель обязан в течение 30 дней с момента утверждения отчета разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем сайте (при его наличии).

В частности, там надо опубликовать следующие данные:

-установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах;

-перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка.

Указанные данные содержатся в разделах V–VI отчета о проведении СОУТ.

Информирование ФСС России о результатах СОУТ

Работодатель обязан сообщить в ФСС России сведения о результатах проведенной СОУТ (подп. 18 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ).

Для этого нужно заполнить специальную форму (таблица 10 раздела II формы 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59).

Ситуация: кто должен передавать результаты проведения СОУТ в информационную систему учета

С 1 января 2016 года организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны передавать сведения о проведенной спецоценке в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в форме электронного документа (ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Такие правила установлены в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Результаты проведения спецоценки передают в информационную систему учета в течение 10 рабочих дней со дня получения результатов проведения СОУТ. Перечень сведений, подлежащих передаче, определен пунктом 6 приказа Минтруда России от 3 ноября 2015г. № 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда».

Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию о работодателе:

-реквизиты работодателя;

-реквизиты организации, которая проводила спецоценку;

-сведения об аккредитации испытательной лаборатории, в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации;

-сведения об экспертах организации, проводившей спецоценку, а также участвовавших в ее проведении. В том числе фамилию, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, которые проводят спецоценку;

-сведения о средствах измерений, которые применяла испытательная лаборатория.

В том числе наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования вредных или опасных производственных факторов, которые измерялись;

-количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка;

-распределение рабочих мест по классам и подклассам условий труда;

-индивидуальный номер каждого рабочего места;

-коды профессий сотрудников, занятых на каждом рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

-страховые номера индивидуальных лицевых счетов сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;

-численность сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;

-класс и подкласс условий труда на каждом рабочем месте;

-основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости;

-сведения о произошедших несчастных случаях на производстве и о профзаболеваниях, выявленных у сотрудников.

Ситуация: требуется ли проведение специальной оценки условий труда монтажника, если он работает каждый раз на разных объектах

Да, требуется. В данном случае речь идет о проведении СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами.

СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами проводится путем:

-предварительного определения типичных технологических операций с наличием одинаковых вредных или опасных производственных факторов;

-последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций.

Время выполнения каждой технологической операции определяет эксперт организации, проводящей СОУТ. Для этого он использует локальные нормативные акты, опрашивает сотрудников и их непосредственных руководителей, измеряет хронометраж выполнения операций.

Ситуация: требуется ли проведение внеплановой специальной оценки условий труда, если на рабочем месте произошел несчастный случай

Да, если причиной несчастного случая явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов. В противном случае внеплановая СОУТ не проводится (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда в вопросах и ответах.
 
 

Смотрите также

11.04 28 апреля - Всемирный день охраны труда!
11.04 Проведении творческого конкурса БИОТ АРТ
27.03 Всероссийская ярмарка трудоустройства «Работа России»
13.12 О минимально заработной плате в Краснодарском крае с 1 января 2024 года
31.10 Что следует знать при трудоустройстве! Нанимаясь на работу, подумайте о своем будущем!
31.10 Социальные права работников напрямую зависят от официального трудоустройства и «белой» заработной платы
31.10 Оформление трудовых отношений – все «за» и «против»
31.10 Неформальная занятость – риски и последствия для работников и работодателей
31.10 НЕТ неформальной занятости и серым зарплатам! ДА легализации трудовых отношений!
31.10 Негативные последствия неформальных трудовых отношений для работников
Дата публикации: 19 октября 2016

С 1 января 2014 года все организации обязаны проводить специальную оценку условий труда. В отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года.

Ситуация: нужно ли проводить СОУТ при приеме второго работника на ранее оцененное рабочее место?

Нет, не нужно. Вопросы приема и увольнения работников не связаны с проведением специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Основная задача проведения СОУТ – установление класса условий труда на каждом рабочем месте. Условия труда на конкретном рабочем месте не зависят от фамилии, имени и отчества работника, работающего на этом рабочем месте.

Отчет о проведении СОУТ оформляют согласно Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. В соответствии с инструкцией в строке 020 карты СОУТ указывают численность работников, занятых на данном рабочем месте, за месяц, предшествующий заполнению карты. На работодателя это не накладывает каких-либо ограничений.

Ситуация: нужно ли повторно проводить СОУТ, если изменилось наименование должности работника без изменения условий труда и его трудовой функции

Нет, не нужно.

Внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться, если изменения наименования рабочего места не повлекли за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, указанных пунктами 3-5 и 7 части 1 статьи 17 Закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно:

-не изменился технологический процесс, не заменено производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

-не изменился состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

-не изменились применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

-отсутствует мотивированное предложение выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч. 4 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Ситуация: вносить ли в карту СОУТ нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств

Да, вносить, если работникам, на рабочих местах которых проводят спецоценку, обязательно выдавать смывающие и обезвреживающие средства.

Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами"». Приложение № 2 к указанному приказу ввело также Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (далее – Стандарт), регламентирующий правила выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

Стандарт распространяется на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 2 Стандарта).

В пункте 12 Стандарта указано, что подбирают и выдают смывающие и обеззараживающие средства с учетом результатов спецоценки условий труда.

Ситуация: как внести информацию о СНИЛС вновь принятого работника в карту специальной оценки условий труда

В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносят только номер СНИЛС при его наличии.

Если на рабочее место, на котором ранее проведена спецоценка, принят новый работник, то внесенный в карту спецоценки СНИЛС можно изменить только в случае проведения очередной или внеплановой СОУТ. При этом в карту вносят СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации.

Ситуация: могут ли члены комиссии не подписывать отчет, если они не согласны с результатами СОУТ

Нет, не могут. Члены комиссии обязаны подписать отчет, при этом они могут в письменной форме изложить свое аргументированное мнение и приложить его к отчету (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Дополнительно сообщаем, что Законом № 426-ФЗ, а также Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, внесение изменений в отчет о результатах СОУТ после его утверждения не предусмотрено.

Разъясняем, что согласно статье 4 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе:

-требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения;

-проводить внеплановую СОУТ;

-требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным

статьей 19 Закона № 426-ФЗ;

-обжаловать в порядке, установленном статьей 26 Закона № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.

Разногласия по вопросам проведения СОУТ, жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, рассматривают территориальные ГИТ (ст. 26 Закона № 426-ФЗ).

Если работодатель не согласен с результатами СОУТ, он может провести государственную экспертизу условий труда (ст. 216.1 ТК РФ).

Отчет о проведении СОУТ содержит:

-данные об организации, которая провела спецоценку;

-перечень рабочих мест с указанием вредных и опасных производственных факторов;

-карты СОУТ;

-протоколы проведения исследований и испытаний;

-протоколы оценки эффективности СИЗ;

-протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований и испытаний (при его наличии);

-сводную ведомость СОУТ;

-перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;

-заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.

Ситуация: надо ли знакомить работников с условиями труда на рабочем месте, где нет карт СОУТ, а оформлена декларация

Да, надо. Работодатель должен ознакомить работников с результатами оценки независимо от того, оформлена декларация на рабочее место или составлена карта спецоценки.

Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).

Также частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Работодатель должен ознакомить работников, на рабочих местах которых установлены допустимые условия труда, с декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и заключением эксперта об отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте.

Кроме того, по результатам проведенной СОУТ необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор (оформить дополнительное соглашение).

Ситуация: необходимо ли проводить ознакомление вновь принятого работника с существующей картой специальной оценки условий труда, если в трудовом договоре указаны условия труда на рабочем месте

Да, необходимо.

Прием на работу сотрудника производится в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, при этом статья 212 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Таким образом, проводить ознакомление вновь принятого работника с существующей картой СОУТ необходимо. С картой СОУТ можно ознакомить работника, например, при проведении вводного инструктажа специалистом по охране труда.

Ситуация: как зафиксировать факт ознакомления вновь принятого работника с картой специальной оценки условий труда.

В действующем законодательстве данный вопрос не отрегулирован. С одной стороны, вносить изменения в действующие карты СОУТ запрещено. С другой стороны, работодатель обязан ознакомить работника с результатом проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда. Можно поступить несколькими способами.

В карте СОУТ, в конце строки 050, есть строчка «С результатами специальной оценки условий труда ознакомлен(ы):». Именно в ней напротив своей фамилии, внесенной в карту СОУТ, работник может поставить подпись. Это в какой-то мере нарушение требования о недопустимости внесения изменений в карту СОУТ, но вряд ли оно повлечет какие-либо штрафные санкции со стороны надзорных органов.

Можно ознакомление работника с результатами проведенной СОУТ оформить на листе ознакомления, а не в карте СОУТ. В этом случае во избежание претензий со стороны надзорных органов следует сделать такой лист ознакомления неотъемлемой частью соответствующей карты СОУТ.

Ситуация: с какой информацией об условиях труда на рабочем месте нужно ознакомить работника, если спецоценку на конкретном рабочем месте еще не проводили

Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).

В трудовой договор обязательно включить следующую информацию (ст. 57 ТК РФ):

условия труда на рабочем месте;

гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, если работника принимают на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В трудовом договоре можно указывать только документально подтвержденную информацию.

В данном случае, если нет факторов, дающих право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, в трудовом договоре с работником можно указать, что класс условий труда на рабочем месте не установлен. При этом не будет нарушения ни статьи 212, ни статьи 57 Трудового кодекса РФ, так как у работодателя нет официальной информации об условиях труда на данном рабочем месте.

Если проводились какие-либо измерения или исследования вредных и опасных производственных факторов и они были выявлены, необходимо указать их наличие.

Работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда на вновь организованном рабочем месте в течение 12 месяцев.

Ситуация: каковы основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" необходимо проводить в следующих случаях:

- Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. В течение 12 месяцев.

-Получение работодателем предписаний государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований Закона «О специальной оценке условий труда» или государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В течение 6 месяцев.

- Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. В течение 12 месяцев.

- Изменение состава применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. В течение 6 месяцев.

- Изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. В течение 6 месяцев.

-Произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов. В течение 6 месяцев.

- Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда. В течение 6 месяцев.

-Несчастный случай на производстве, произошедший в период действия декларации (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц), или выявление у работника профзаболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных производственных факторов. В течение 6 месяцев.

Отмена компенсаций

Гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда могут быть отменены в случае изменения соответствующих условий труда на рабочем месте, ставших основанием для назначения (в период до 1 января 2014 года) реализуемых компенсационных мер (ч. 3 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"»).

Если на рабочем месте, где ранее были установлены вредные условия труда, при проведении СОУТ были установлены оптимальные и допустимые условия труда, но значение вредного фактора, которое явилось основанием для назначения (ранее) компенсаций, не приведено к норме, то работодатель не имеет права не предоставлять ранее назначенные компенсации. В этом случае для того, чтобы можно было снять ранее предоставляемые компенсации, необходимо снизить значение вредного фактора до нормы и зафиксировать это документально.

Отмена работодателем ранее предоставлявшихся гарантий и компенсаций в соответствии с Трудовым кодексом РФ является существенным изменением трудового договора.

В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ в случае, если определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Информация о СОУТ на сайте организации

Работодатель обязан в течение 30 дней с момента утверждения отчета разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем сайте (при его наличии).

В частности, там надо опубликовать следующие данные:

-установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах;

-перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка.

Указанные данные содержатся в разделах V–VI отчета о проведении СОУТ.

Информирование ФСС России о результатах СОУТ

Работодатель обязан сообщить в ФСС России сведения о результатах проведенной СОУТ (подп. 18 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ).

Для этого нужно заполнить специальную форму (таблица 10 раздела II формы 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59).

Ситуация: кто должен передавать результаты проведения СОУТ в информационную систему учета

С 1 января 2016 года организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны передавать сведения о проведенной спецоценке в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в форме электронного документа (ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Такие правила установлены в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Результаты проведения спецоценки передают в информационную систему учета в течение 10 рабочих дней со дня получения результатов проведения СОУТ. Перечень сведений, подлежащих передаче, определен пунктом 6 приказа Минтруда России от 3 ноября 2015г. № 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда».

Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию о работодателе:

-реквизиты работодателя;

-реквизиты организации, которая проводила спецоценку;

-сведения об аккредитации испытательной лаборатории, в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации;

-сведения об экспертах организации, проводившей спецоценку, а также участвовавших в ее проведении. В том числе фамилию, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, которые проводят спецоценку;

-сведения о средствах измерений, которые применяла испытательная лаборатория.

В том числе наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования вредных или опасных производственных факторов, которые измерялись;

-количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка;

-распределение рабочих мест по классам и подклассам условий труда;

-индивидуальный номер каждого рабочего места;

-коды профессий сотрудников, занятых на каждом рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

-страховые номера индивидуальных лицевых счетов сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;

-численность сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;

-класс и подкласс условий труда на каждом рабочем месте;

-основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости;

-сведения о произошедших несчастных случаях на производстве и о профзаболеваниях, выявленных у сотрудников.

Ситуация: требуется ли проведение специальной оценки условий труда монтажника, если он работает каждый раз на разных объектах

Да, требуется. В данном случае речь идет о проведении СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами.

СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами проводится путем:

-предварительного определения типичных технологических операций с наличием одинаковых вредных или опасных производственных факторов;

-последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций.

Время выполнения каждой технологической операции определяет эксперт организации, проводящей СОУТ. Для этого он использует локальные нормативные акты, опрашивает сотрудников и их непосредственных руководителей, измеряет хронометраж выполнения операций.

Ситуация: требуется ли проведение внеплановой специальной оценки условий труда, если на рабочем месте произошел несчастный случай

Да, если причиной несчастного случая явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов. В противном случае внеплановая СОУТ не проводится (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда в вопросах и ответах.

Отрадная
Главная » Новости » Специальная оценка условий труда в вопросах и ответах

Специальная оценка условий труда в вопросах и ответах  


Специальная оценка условий труда в вопросах и ответах

19 октября 2016
С 1 января 2014 года все организации обязаны проводить специальную оценку условий труда. В отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года.

Ситуация: нужно ли проводить СОУТ при приеме второго работника на ранее оцененное рабочее место?

Нет, не нужно. Вопросы приема и увольнения работников не связаны с проведением специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Основная задача проведения СОУТ – установление класса условий труда на каждом рабочем месте. Условия труда на конкретном рабочем месте не зависят от фамилии, имени и отчества работника, работающего на этом рабочем месте.

Отчет о проведении СОУТ оформляют согласно Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. В соответствии с инструкцией в строке 020 карты СОУТ указывают численность работников, занятых на данном рабочем месте, за месяц, предшествующий заполнению карты. На работодателя это не накладывает каких-либо ограничений.

Ситуация: нужно ли повторно проводить СОУТ, если изменилось наименование должности работника без изменения условий труда и его трудовой функции

Нет, не нужно.

Внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться, если изменения наименования рабочего места не повлекли за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, указанных пунктами 3-5 и 7 части 1 статьи 17 Закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно:

-не изменился технологический процесс, не заменено производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

-не изменился состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

-не изменились применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

-отсутствует мотивированное предложение выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч. 4 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Ситуация: вносить ли в карту СОУТ нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств

Да, вносить, если работникам, на рабочих местах которых проводят спецоценку, обязательно выдавать смывающие и обезвреживающие средства.

Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами"». Приложение № 2 к указанному приказу ввело также Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (далее – Стандарт), регламентирующий правила выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

Стандарт распространяется на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 2 Стандарта).

В пункте 12 Стандарта указано, что подбирают и выдают смывающие и обеззараживающие средства с учетом результатов спецоценки условий труда.

Ситуация: как внести информацию о СНИЛС вновь принятого работника в карту специальной оценки условий труда

В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносят только номер СНИЛС при его наличии.

Если на рабочее место, на котором ранее проведена спецоценка, принят новый работник, то внесенный в карту спецоценки СНИЛС можно изменить только в случае проведения очередной или внеплановой СОУТ. При этом в карту вносят СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации.

Ситуация: могут ли члены комиссии не подписывать отчет, если они не согласны с результатами СОУТ

Нет, не могут. Члены комиссии обязаны подписать отчет, при этом они могут в письменной форме изложить свое аргументированное мнение и приложить его к отчету (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Дополнительно сообщаем, что Законом № 426-ФЗ, а также Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, внесение изменений в отчет о результатах СОУТ после его утверждения не предусмотрено.

Разъясняем, что согласно статье 4 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе:

-требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения;

-проводить внеплановую СОУТ;

-требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным

статьей 19 Закона № 426-ФЗ;

-обжаловать в порядке, установленном статьей 26 Закона № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.

Разногласия по вопросам проведения СОУТ, жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, рассматривают территориальные ГИТ (ст. 26 Закона № 426-ФЗ).

Если работодатель не согласен с результатами СОУТ, он может провести государственную экспертизу условий труда (ст. 216.1 ТК РФ).

Отчет о проведении СОУТ содержит:

-данные об организации, которая провела спецоценку;

-перечень рабочих мест с указанием вредных и опасных производственных факторов;

-карты СОУТ;

-протоколы проведения исследований и испытаний;

-протоколы оценки эффективности СИЗ;

-протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований и испытаний (при его наличии);

-сводную ведомость СОУТ;

-перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;

-заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.

Ситуация: надо ли знакомить работников с условиями труда на рабочем месте, где нет карт СОУТ, а оформлена декларация

Да, надо. Работодатель должен ознакомить работников с результатами оценки независимо от того, оформлена декларация на рабочее место или составлена карта спецоценки.

Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).

Также частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Работодатель должен ознакомить работников, на рабочих местах которых установлены допустимые условия труда, с декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и заключением эксперта об отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте.

Кроме того, по результатам проведенной СОУТ необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор (оформить дополнительное соглашение).

Ситуация: необходимо ли проводить ознакомление вновь принятого работника с существующей картой специальной оценки условий труда, если в трудовом договоре указаны условия труда на рабочем месте

Да, необходимо.

Прием на работу сотрудника производится в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, при этом статья 212 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Таким образом, проводить ознакомление вновь принятого работника с существующей картой СОУТ необходимо. С картой СОУТ можно ознакомить работника, например, при проведении вводного инструктажа специалистом по охране труда.

Ситуация: как зафиксировать факт ознакомления вновь принятого работника с картой специальной оценки условий труда.

В действующем законодательстве данный вопрос не отрегулирован. С одной стороны, вносить изменения в действующие карты СОУТ запрещено. С другой стороны, работодатель обязан ознакомить работника с результатом проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда. Можно поступить несколькими способами.

В карте СОУТ, в конце строки 050, есть строчка «С результатами специальной оценки условий труда ознакомлен(ы):». Именно в ней напротив своей фамилии, внесенной в карту СОУТ, работник может поставить подпись. Это в какой-то мере нарушение требования о недопустимости внесения изменений в карту СОУТ, но вряд ли оно повлечет какие-либо штрафные санкции со стороны надзорных органов.

Можно ознакомление работника с результатами проведенной СОУТ оформить на листе ознакомления, а не в карте СОУТ. В этом случае во избежание претензий со стороны надзорных органов следует сделать такой лист ознакомления неотъемлемой частью соответствующей карты СОУТ.

Ситуация: с какой информацией об условиях труда на рабочем месте нужно ознакомить работника, если спецоценку на конкретном рабочем месте еще не проводили

Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).

В трудовой договор обязательно включить следующую информацию (ст. 57 ТК РФ):

условия труда на рабочем месте;

гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, если работника принимают на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В трудовом договоре можно указывать только документально подтвержденную информацию.

В данном случае, если нет факторов, дающих право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, в трудовом договоре с работником можно указать, что класс условий труда на рабочем месте не установлен. При этом не будет нарушения ни статьи 212, ни статьи 57 Трудового кодекса РФ, так как у работодателя нет официальной информации об условиях труда на данном рабочем месте.

Если проводились какие-либо измерения или исследования вредных и опасных производственных факторов и они были выявлены, необходимо указать их наличие.

Работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда на вновь организованном рабочем месте в течение 12 месяцев.

Ситуация: каковы основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" необходимо проводить в следующих случаях:

- Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. В течение 12 месяцев.

-Получение работодателем предписаний государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований Закона «О специальной оценке условий труда» или государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В течение 6 месяцев.

- Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. В течение 12 месяцев.

- Изменение состава применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. В течение 6 месяцев.

- Изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. В течение 6 месяцев.

-Произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов. В течение 6 месяцев.

- Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда. В течение 6 месяцев.

-Несчастный случай на производстве, произошедший в период действия декларации (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц), или выявление у работника профзаболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных производственных факторов. В течение 6 месяцев.

Отмена компенсаций

Гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда могут быть отменены в случае изменения соответствующих условий труда на рабочем месте, ставших основанием для назначения (в период до 1 января 2014 года) реализуемых компенсационных мер (ч. 3 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"»).

Если на рабочем месте, где ранее были установлены вредные условия труда, при проведении СОУТ были установлены оптимальные и допустимые условия труда, но значение вредного фактора, которое явилось основанием для назначения (ранее) компенсаций, не приведено к норме, то работодатель не имеет права не предоставлять ранее назначенные компенсации. В этом случае для того, чтобы можно было снять ранее предоставляемые компенсации, необходимо снизить значение вредного фактора до нормы и зафиксировать это документально.

Отмена работодателем ранее предоставлявшихся гарантий и компенсаций в соответствии с Трудовым кодексом РФ является существенным изменением трудового договора.

В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ в случае, если определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Информация о СОУТ на сайте организации

Работодатель обязан в течение 30 дней с момента утверждения отчета разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем сайте (при его наличии).

В частности, там надо опубликовать следующие данные:

-установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах;

-перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка.

Указанные данные содержатся в разделах V–VI отчета о проведении СОУТ.

Информирование ФСС России о результатах СОУТ

Работодатель обязан сообщить в ФСС России сведения о результатах проведенной СОУТ (подп. 18 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ).

Для этого нужно заполнить специальную форму (таблица 10 раздела II формы 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59).

Ситуация: кто должен передавать результаты проведения СОУТ в информационную систему учета

С 1 января 2016 года организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны передавать сведения о проведенной спецоценке в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в форме электронного документа (ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Такие правила установлены в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Результаты проведения спецоценки передают в информационную систему учета в течение 10 рабочих дней со дня получения результатов проведения СОУТ. Перечень сведений, подлежащих передаче, определен пунктом 6 приказа Минтруда России от 3 ноября 2015г. № 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда».

Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию о работодателе:

-реквизиты работодателя;

-реквизиты организации, которая проводила спецоценку;

-сведения об аккредитации испытательной лаборатории, в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации;

-сведения об экспертах организации, проводившей спецоценку, а также участвовавших в ее проведении. В том числе фамилию, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, которые проводят спецоценку;

-сведения о средствах измерений, которые применяла испытательная лаборатория.

В том числе наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования вредных или опасных производственных факторов, которые измерялись;

-количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка;

-распределение рабочих мест по классам и подклассам условий труда;

-индивидуальный номер каждого рабочего места;

-коды профессий сотрудников, занятых на каждом рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

-страховые номера индивидуальных лицевых счетов сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;

-численность сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;

-класс и подкласс условий труда на каждом рабочем месте;

-основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости;

-сведения о произошедших несчастных случаях на производстве и о профзаболеваниях, выявленных у сотрудников.

Ситуация: требуется ли проведение специальной оценки условий труда монтажника, если он работает каждый раз на разных объектах

Да, требуется. В данном случае речь идет о проведении СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами.

СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами проводится путем:

-предварительного определения типичных технологических операций с наличием одинаковых вредных или опасных производственных факторов;

-последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций.

Время выполнения каждой технологической операции определяет эксперт организации, проводящей СОУТ. Для этого он использует локальные нормативные акты, опрашивает сотрудников и их непосредственных руководителей, измеряет хронометраж выполнения операций.

Ситуация: требуется ли проведение внеплановой специальной оценки условий труда, если на рабочем месте произошел несчастный случай

Да, если причиной несчастного случая явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов. В противном случае внеплановая СОУТ не проводится (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда в вопросах и ответах.
 
 

Смотрите также

11.04 28 апреля - Всемирный день охраны труда!
11.04 Проведении творческого конкурса БИОТ АРТ
27.03 Всероссийская ярмарка трудоустройства «Работа России»
13.12 О минимально заработной плате в Краснодарском крае с 1 января 2024 года
31.10 Что следует знать при трудоустройстве! Нанимаясь на работу, подумайте о своем будущем!
31.10 Социальные права работников напрямую зависят от официального трудоустройства и «белой» заработной платы
31.10 Оформление трудовых отношений – все «за» и «против»
31.10 Неформальная занятость – риски и последствия для работников и работодателей
31.10 НЕТ неформальной занятости и серым зарплатам! ДА легализации трудовых отношений!
31.10 Негативные последствия неформальных трудовых отношений для работников
Дата публикации: 19 октября 2016

С 1 января 2014 года все организации обязаны проводить специальную оценку условий труда. В отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года.

Ситуация: нужно ли проводить СОУТ при приеме второго работника на ранее оцененное рабочее место?

Нет, не нужно. Вопросы приема и увольнения работников не связаны с проведением специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Основная задача проведения СОУТ – установление класса условий труда на каждом рабочем месте. Условия труда на конкретном рабочем месте не зависят от фамилии, имени и отчества работника, работающего на этом рабочем месте.

Отчет о проведении СОУТ оформляют согласно Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. В соответствии с инструкцией в строке 020 карты СОУТ указывают численность работников, занятых на данном рабочем месте, за месяц, предшествующий заполнению карты. На работодателя это не накладывает каких-либо ограничений.

Ситуация: нужно ли повторно проводить СОУТ, если изменилось наименование должности работника без изменения условий труда и его трудовой функции

Нет, не нужно.

Внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться, если изменения наименования рабочего места не повлекли за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, указанных пунктами 3-5 и 7 части 1 статьи 17 Закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно:

-не изменился технологический процесс, не заменено производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

-не изменился состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

-не изменились применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

-отсутствует мотивированное предложение выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч. 4 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Ситуация: вносить ли в карту СОУТ нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств

Да, вносить, если работникам, на рабочих местах которых проводят спецоценку, обязательно выдавать смывающие и обезвреживающие средства.

Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами"». Приложение № 2 к указанному приказу ввело также Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (далее – Стандарт), регламентирующий правила выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

Стандарт распространяется на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 2 Стандарта).

В пункте 12 Стандарта указано, что подбирают и выдают смывающие и обеззараживающие средства с учетом результатов спецоценки условий труда.

Ситуация: как внести информацию о СНИЛС вновь принятого работника в карту специальной оценки условий труда

В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносят только номер СНИЛС при его наличии.

Если на рабочее место, на котором ранее проведена спецоценка, принят новый работник, то внесенный в карту спецоценки СНИЛС можно изменить только в случае проведения очередной или внеплановой СОУТ. При этом в карту вносят СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации.

Ситуация: могут ли члены комиссии не подписывать отчет, если они не согласны с результатами СОУТ

Нет, не могут. Члены комиссии обязаны подписать отчет, при этом они могут в письменной форме изложить свое аргументированное мнение и приложить его к отчету (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Дополнительно сообщаем, что Законом № 426-ФЗ, а также Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, внесение изменений в отчет о результатах СОУТ после его утверждения не предусмотрено.

Разъясняем, что согласно статье 4 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе:

-требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения;

-проводить внеплановую СОУТ;

-требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным

статьей 19 Закона № 426-ФЗ;

-обжаловать в порядке, установленном статьей 26 Закона № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.

Разногласия по вопросам проведения СОУТ, жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, рассматривают территориальные ГИТ (ст. 26 Закона № 426-ФЗ).

Если работодатель не согласен с результатами СОУТ, он может провести государственную экспертизу условий труда (ст. 216.1 ТК РФ).

Отчет о проведении СОУТ содержит:

-данные об организации, которая провела спецоценку;

-перечень рабочих мест с указанием вредных и опасных производственных факторов;

-карты СОУТ;

-протоколы проведения исследований и испытаний;

-протоколы оценки эффективности СИЗ;

-протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований и испытаний (при его наличии);

-сводную ведомость СОУТ;

-перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;

-заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.

Ситуация: надо ли знакомить работников с условиями труда на рабочем месте, где нет карт СОУТ, а оформлена декларация

Да, надо. Работодатель должен ознакомить работников с результатами оценки независимо от того, оформлена декларация на рабочее место или составлена карта спецоценки.

Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).

Также частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Работодатель должен ознакомить работников, на рабочих местах которых установлены допустимые условия труда, с декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и заключением эксперта об отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте.

Кроме того, по результатам проведенной СОУТ необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор (оформить дополнительное соглашение).

Ситуация: необходимо ли проводить ознакомление вновь принятого работника с существующей картой специальной оценки условий труда, если в трудовом договоре указаны условия труда на рабочем месте

Да, необходимо.

Прием на работу сотрудника производится в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, при этом статья 212 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Таким образом, проводить ознакомление вновь принятого работника с существующей картой СОУТ необходимо. С картой СОУТ можно ознакомить работника, например, при проведении вводного инструктажа специалистом по охране труда.

Ситуация: как зафиксировать факт ознакомления вновь принятого работника с картой специальной оценки условий труда.

В действующем законодательстве данный вопрос не отрегулирован. С одной стороны, вносить изменения в действующие карты СОУТ запрещено. С другой стороны, работодатель обязан ознакомить работника с результатом проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда. Можно поступить несколькими способами.

В карте СОУТ, в конце строки 050, есть строчка «С результатами специальной оценки условий труда ознакомлен(ы):». Именно в ней напротив своей фамилии, внесенной в карту СОУТ, работник может поставить подпись. Это в какой-то мере нарушение требования о недопустимости внесения изменений в карту СОУТ, но вряд ли оно повлечет какие-либо штрафные санкции со стороны надзорных органов.

Можно ознакомление работника с результатами проведенной СОУТ оформить на листе ознакомления, а не в карте СОУТ. В этом случае во избежание претензий со стороны надзорных органов следует сделать такой лист ознакомления неотъемлемой частью соответствующей карты СОУТ.

Ситуация: с какой информацией об условиях труда на рабочем месте нужно ознакомить работника, если спецоценку на конкретном рабочем месте еще не проводили

Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).

В трудовой договор обязательно включить следующую информацию (ст. 57 ТК РФ):

условия труда на рабочем месте;

гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, если работника принимают на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В трудовом договоре можно указывать только документально подтвержденную информацию.

В данном случае, если нет факторов, дающих право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, в трудовом договоре с работником можно указать, что класс условий труда на рабочем месте не установлен. При этом не будет нарушения ни статьи 212, ни статьи 57 Трудового кодекса РФ, так как у работодателя нет официальной информации об условиях труда на данном рабочем месте.

Если проводились какие-либо измерения или исследования вредных и опасных производственных факторов и они были выявлены, необходимо указать их наличие.

Работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда на вновь организованном рабочем месте в течение 12 месяцев.

Ситуация: каковы основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" необходимо проводить в следующих случаях:

- Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. В течение 12 месяцев.

-Получение работодателем предписаний государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований Закона «О специальной оценке условий труда» или государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В течение 6 месяцев.

- Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. В течение 12 месяцев.

- Изменение состава применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. В течение 6 месяцев.

- Изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников. В течение 6 месяцев.

-Произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов. В течение 6 месяцев.

- Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда. В течение 6 месяцев.

-Несчастный случай на производстве, произошедший в период действия декларации (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц), или выявление у работника профзаболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных производственных факторов. В течение 6 месяцев.

Отмена компенсаций

Гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда могут быть отменены в случае изменения соответствующих условий труда на рабочем месте, ставших основанием для назначения (в период до 1 января 2014 года) реализуемых компенсационных мер (ч. 3 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"»).

Если на рабочем месте, где ранее были установлены вредные условия труда, при проведении СОУТ были установлены оптимальные и допустимые условия труда, но значение вредного фактора, которое явилось основанием для назначения (ранее) компенсаций, не приведено к норме, то работодатель не имеет права не предоставлять ранее назначенные компенсации. В этом случае для того, чтобы можно было снять ранее предоставляемые компенсации, необходимо снизить значение вредного фактора до нормы и зафиксировать это документально.

Отмена работодателем ранее предоставлявшихся гарантий и компенсаций в соответствии с Трудовым кодексом РФ является существенным изменением трудового договора.

В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ в случае, если определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Информация о СОУТ на сайте организации

Работодатель обязан в течение 30 дней с момента утверждения отчета разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем сайте (при его наличии).

В частности, там надо опубликовать следующие данные:

-установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах;

-перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка.

Указанные данные содержатся в разделах V–VI отчета о проведении СОУТ.

Информирование ФСС России о результатах СОУТ

Работодатель обязан сообщить в ФСС России сведения о результатах проведенной СОУТ (подп. 18 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ).

Для этого нужно заполнить специальную форму (таблица 10 раздела II формы 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59).

Ситуация: кто должен передавать результаты проведения СОУТ в информационную систему учета

С 1 января 2016 года организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны передавать сведения о проведенной спецоценке в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в форме электронного документа (ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Такие правила установлены в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Результаты проведения спецоценки передают в информационную систему учета в течение 10 рабочих дней со дня получения результатов проведения СОУТ. Перечень сведений, подлежащих передаче, определен пунктом 6 приказа Минтруда России от 3 ноября 2015г. № 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда».

Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию о работодателе:

-реквизиты работодателя;

-реквизиты организации, которая проводила спецоценку;

-сведения об аккредитации испытательной лаборатории, в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации;

-сведения об экспертах организации, проводившей спецоценку, а также участвовавших в ее проведении. В том числе фамилию, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, которые проводят спецоценку;

-сведения о средствах измерений, которые применяла испытательная лаборатория.

В том числе наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования вредных или опасных производственных факторов, которые измерялись;

-количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка;

-распределение рабочих мест по классам и подклассам условий труда;

-индивидуальный номер каждого рабочего места;

-коды профессий сотрудников, занятых на каждом рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

-страховые номера индивидуальных лицевых счетов сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;

-численность сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;

-класс и подкласс условий труда на каждом рабочем месте;

-основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости;

-сведения о произошедших несчастных случаях на производстве и о профзаболеваниях, выявленных у сотрудников.

Ситуация: требуется ли проведение специальной оценки условий труда монтажника, если он работает каждый раз на разных объектах

Да, требуется. В данном случае речь идет о проведении СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами.

СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами проводится путем:

-предварительного определения типичных технологических операций с наличием одинаковых вредных или опасных производственных факторов;

-последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций.

Время выполнения каждой технологической операции определяет эксперт организации, проводящей СОУТ. Для этого он использует локальные нормативные акты, опрашивает сотрудников и их непосредственных руководителей, измеряет хронометраж выполнения операций.

Ситуация: требуется ли проведение внеплановой специальной оценки условий труда, если на рабочем месте произошел несчастный случай

Да, если причиной несчастного случая явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов. В противном случае внеплановая СОУТ не проводится (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда в вопросах и ответах.



2019 © Официальный портал администрации МО Отрадненский район